Информация об изменениях в законодательстве РФ, регулирующем сферу жилищно-коммунального хозяйства за 2011–2012 годы

В течение 2011–2012 гг. в Жилищный Кодекс РФ был внесен ряд изменений, в том числе:

1) Статья «Компетенция общего собрания собственников» дополнена пунктом «Принятие решения о текущем ремонте общего имущества многоквартирного дома».

2) статья «Товарищество собственников жилья» дополнена пунктом о том, что «Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений».

Пункт 42 также претерпел изменения. Смысл его заключается в том, что собственниками нескольких расположенных близко жилых или дачных домов с гаражами и другими объектами, в случае, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения или другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома, решения о создании товарищества и утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов. Решения об избрании правления товарищества, о наделении гражданина полномочием заявителя, а также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общем собрании собственников жилых домов большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников жилых домов«.

3) в статью 56 Жилищного кодекса РФ, предусматривающую случаи снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях внесено дополнение следующего характера:

Граждане, имеющие трех и более детей, не будут подлежать снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им земельного участка для строительства жилого дома. Действие нового положения распространяется на правоотношения, возникшие с 17 июня 2011 года.

4) Статья 93 Назначение служебных помещений дополнена следующей нормой:

Граждане, связанные характером их трудовых отношений с муниципальным унитарным предприятием, получили право на проживание в служебных жилых помещениях.

Ранее, исходя из содержания указанной нормы, служебные жилые помещения не могли быть предоставлены гражданам в связи с характером их трудовых отношений с муниципальным унитарным предприятием, поскольку оно не было включено в перечень наймодателей.

5) В Жилищный кодекс также внесены изменения в соответствии, с которыми Органы местного самоуправления уполномочены на осуществление муниципального жилищного контроля. Муниципальный жилищный контроль представляет собой проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов РФ в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Органы государственного жилищного надзора (он входит в компетенцию субъектов РФ) уполномочены на прием и учет представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с федеральным законом уведомлений о начале деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Порядок приема и учета указанных уведомлений, а также ведение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти сводного реестра уведомлений должны быть установлены Правительством РФ.

6) Ряд изменений внесено в раздел «Управление многоквартирными домами». Статья выбор способа управления МКД дополнена частью следующего содержания:

4.1. Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов. Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети «Интернет» и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети «Интернет» извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении.

8.1. Не допускается заключение договора управления многоквартирным домом по результатам открытого конкурса или в случае, если указанный конкурс признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах указанного конкурса на официальном сайте в сети «Интернет». Данное требование не применяется до определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети «Интернет».

Наиболее актуальным представляется дополнение раздела статьей «Совет многоквартирного дома»:

1. В случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более четырех квартир, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений этого дома. Какая-либо регистрация совета многоквартирного дома не осуществляется.

2. Если до 1 июля 2012 года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений не принято или не реализовано (а в нашем городе этого не произошло), орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников, в повестку которого включаются вопросы об избрании совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.

3. Совет многоквартирного дома не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.

4. Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Теперь о том, что входит в функции Совета многоквартирного дома, или, проще СМД. Итак, СМД:

– обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

– выносит на обсуждение общего собрания собственников помещений предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общедомового имущества, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции СМД, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит Жилищному Кодексу.

Помимо этого, СМД представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

Совет многоквартирного дома представляет собственникам помещений до рассмотрения на общем собрании свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом собрании.

СМД осуществляет контроль за оказанием услуг и выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Совет многоквартирного дома представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений отчет о проделанной работе.

Из числа членов СМД на общем собрании собственников помещений избирается председатель совета многоквартирного дома.

Законом также определены полномочия председателя СМД.

7) В статье «Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или в муниципальной собственности» также произошли изменения, смысл которых сводится к следующему:

– если доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более пятидесяти, но менее ста процентов, управление домом осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса.

Считаю важным остановиться на одном из постановлений Правительства, утвердившем новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в жилых домах. Новые Правила устраняют много недостатков, имеющихся в действующих Правилах, но с другой стороны, в документе имеется ряд серьезных проблем, которые могут вызвать вопросы и обращения в судебные органы.

Существенными и актуальными для нашего города представляются изменения в порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, содержащиеся в новом документе:

Так, плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме включает плату за коммунальные услуги, потребляемые в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. Собственникам и пользователям нежилых помещений, не имеющим индивидуальные приборы учета на отопление, расчет производится по установленному нормативу на отопление, используемому для расчета за жилые помещения.

При этом плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, рассчитывается для всех потребителей дома, независимо от наличия у них индивидуальных приборов учета пропорционально площади занимаемых ими помещений и выделяется в платежном документе отдельной строкой. Расчет размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды производится в зависимости от наличия общедомового прибора учета. С помощью новых формул будет решаться проблема распределения среди потребителей разницы между объемом коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета, и суммарным объемом коммунального ресурса, измеренного индивидуальными приборами учета и определенного, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Новыми Правилами также вводятся нормативы потребления на общедомовые нужды в многоквартирном доме.

Помимо этого, внесены изменения в части исключения норм по корректировке размера платы за отопление, воду, электроэнергию в жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета.

Ранее исполнитель производил 1 раз в год (1 раз в квартал) корректировку платы за отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение для всех потребителей в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовыми приборами учета таких ресурсов. При этом граждане оплачивали коммунальные ресурсы, исходя из нормативов их потребления, и 1 раз в год (квартал) получали корректирующий платеж. Такой платеж иногда составлял величину большую, чем размер платы, внесенный потребителем, исходя из нормативов потребления, и оплачивался потребителем. После вступления в силу изменений в действующее постановление указанные корректировки были полностью исключены. Выставление гражданам любых дополнительных платежей за коммунальные услуги в многоквартирных домах, не оборудованных прибором учета, незаконно.

Согласно внесенным изменениям, потребителям предоставлено право вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию (кроме платы на общедомовые нужды). Данное право пока не актуально для нашего города, где управляющая и ресурсоснабжающая организация существуют в одном лице — ОАО «Таймырбыт».

Правила также обязывают предоставлять потребителю возможность внесения платы за коммунальные услуги в рассрочку, если начисленный размер платы за нее более чем на 25% превысит размер платы, начисленный потребителю за аналогичный расчетный период прошлого года.

Детализирован порядок расчета платы за коммунальные услуги в общежитиях.

Новыми Правилами установлено, что при отказе в допуске исполнителя к прибору учета, непредставления данных приборов учета или их поломке расчет за коммунальные услуги в течение 3-х месяцев осуществляется по объемам среднемесячного потребления за прошлый период, а по истечении трехмесячного срока — по нормативу потребления коммунальных услуг.

Новые Правила обязывают исполнителя проводить не реже одного раза в год проверку состояния приборов учета, факта их наличия, а также проверку представленных потребителями сведений о показаниях приборов учета.

В Порядке перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия потребителей в жилом помещении, не оборудованном прибором учета, предусмотрена возможность подачи заявления о перерасчете до начала периода отсутствия потребителя. Здесь же определено, что размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении не подлежит.

В новых Правилах детализирована процедура проверки факта нарушения качества коммунальных услуг. Установлено, что любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальных услуг. При этом расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет исполнитель. Однако если в результате экспертизы установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальных услуг, то потребитель обязан возместить исполнителю расходы на ее проведение.

Еще одно полезное уточнение: перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора слив воды должен длиться не более 3-х минут.

Произошло расширение обязательств потребителя в отношении размера своей задолженности, при наличии которой потребителю может быть ограничено или приостановлено предоставление коммунальных услуг — с 6-месячной суммы до 3-месячной.

Приказом Минрегиона от 19 сентября 2011 г. № 454 утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические рекомендации по ее заполнению

Кроме того, внесены изменения в федеральные законы «О теплоснабжении», «Об электроэнергетике».

Согласно произошедшим изменениям, конечный срок обязательного оснащения жилых домов, квартир, дачных и садовых домов собственниками этих объектов приборами учета воды, электрической и тепловой энергии перенесен с 1 января 2012 года на 1 июля 2012 года.

Конечный срок оснащения указанных объектов приборами учета воды, электрической и тепловой энергии водоснабжающими и энергоснабжающими организациями перенесен с 1 января 2013 года на 1 июля 2013 года. Данная норма применяется в случае неисполнения обязанности по оснащению приборами учета собственниками объектов, с последующей оплатой собственниками расходов на установку приборов учета.

Принят закон «О водоснабжении и водоотведении», устанавливающий правовые основы регулирования отношений в сфере водоснабжения и водоотведения.

Закон определяет основные понятия в названной сфере, полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения.

Данным законом также определены порядок осуществления водоотведения и горячего и холодного водоснабжения; содержание договоров горячего, холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке сточных вод.

Закон оговаривает случаи временного прекращения или ограничения водоснабжения и водоотведения, транспортировки воды или сточных вод; вводит порядок обеспечения качества питьевой воды, горячей воды и охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения; указывает виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию.

Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением отдельных положений.

Изменениями в действующем законодательстве предусматривается, что организации, осуществляющие горячее и холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» дополнен новой статьей, в соответствии с которой при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

В Федеральном законе «О теплоснабжении» определены понятия «теплоноситель», «открытая система теплоснабжения и горячего водоснабжения». Установлено, что потребители, подключенные к открытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения, приобретают тепловую энергию и теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды. Существенные условия этого договора устанавливаются правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.

Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением отдельных положений.

В августе этого года вышло Постановление Правительства РФ «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно этому документу определение размера платы за отопление в 2012-2014 годах будет осуществляться в особом порядке. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право до 15 сентября 2012 года принять одно из двух решений, касающихся определения размера платы за предоставленную в 2012-2014 годах коммунальную услугу по отоплению.

В целях определения размера платы за отопление квартиры или индивидуального жилого дома, не оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии, либо нежилого помещения в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета, может быть принято решение об осуществлении потребителями оплаты этой коммунальной услуги равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия такого решения размер платы должен осуществляться в соответствии с утвержденными данным Постановлением «Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012–2014 годах».

Субъекты вправе принять другое решение — о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными Постановлением Правительства России N 307, используя нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года. При этом установлено, что ряд пунктов указанных «Правил...» будет действовать до 1 января 2015 года.

Установлено также, что органы государственной власти субъектов РФ, принявшие одно из двух указанных решений, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного упомянутыми «Правилами...» 2011 года, вступающими в силу, как уже говорилось, с 1 сентября 2012 года.

Приказ Минрегиона России «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме».

Документом рекомендованы условия энергосервисного договора, заключаемого между заказчиками и исполнителями коммунальных услуг.

«Примерные условия энергосервисного договора...» предусматривают различные варианты определения лиц, выступающих в качестве заказчика или исполнителя по энергосервисному договору. В частности, заказчиками могут быть собственники помещений в многоквартирном доме, а исполнителями — управляющие организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК, ресурсоснабжающие организации или иные организации, оказывающие энергосервисные услуги; в то же время управляющие организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК могут сами являться заказчиками, а исполнителями — ресурсоснабжающие организации, и т. д.

Другие пункты энергосервисного договора могут устанавливать условия о выполняемых исполнителем работах и услугах, о периоде времени, в течение которого будут определяться объемы потребления коммунальных ресурсов, принимаемые за базовые. Может оговариваться период времени, в течение которого будут определяться объемы потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества в многоквартирном доме в целях подтверждения достижения величины экономии.

Энергосервисным договором могут устанавливаться условия о факторах, учитываемых в целях сопоставления объемов потребления коммунальных ресурсов в отчетные периоды — в т. ч. количество проживающих в многоквартирном доме, температура наружного воздуха.

Законом предусматривается, что энергосервисный договор может включать условия о гарантийном сроке, в течение которого исполнитель несет ответственность за сохранение достигнутого эффекта экономии; условия об обязательствах сторон по обеспечению сохранения достигнутого эффекта экономии, в т. ч. по обучению персонала, ответственного за эксплуатацию установленного оборудования, соблюдению условий его эксплуатации, своевременному проведению технического обслуживания и поддержанию

Вы здесь: Главная ЖКХ Реформа ЖКХ Информация об изменениях в законодательстве РФ, регулирующем сферу жилищно-коммунального хозяйства за 2011–2012 годы
Яндекс.Метрика